+7 (912) 60-33-773
ФОК "Октябрьский" г. Екатеринбург ул. Большакова, 11
Словарь общий
Особенность транскрипции японских слов обусловлена спецификой фонетической системы японского языка.
Главными отличительными чертами фонетической системы японского языка в отличие от украинского являются : а) нехватка фонем [г] [ж] [л] [и] [ш], б) особенность артикуляции звуков : [в] [р] [с] [у] [ф] в) ограниченность некоторых звукосочетаний, г) нехватка силового ударения, д) открытость абсолютного большинства слогов в слове.
В связи с чем - согласный "с" ближе по звучанию к мягкому "ш". А также важно принять во внимание, что японский согласный [c] с гласным [и] выговаривается значительно ближе к русскому [ш] (как например в словах "шило", "хороший"), чем к "с" (как в словах [с]ила, [с]ирый и т.п.). Потому мы и использовали написание японских терминов в сответствии с приведенным примером и для более легкого восприятия читателями.
* В связи с неоднозначной трактовкой восприятия фонетики японского языка, а так же, поскольку в латинском написании :
"SHI" читается как "ШИ" а не как "СИ",
"CHU" как "ЧУ" а не как "ТЮ",
"TS" как "Ц" а не как "ТС",
"YA" как "Я" а не как "ЙА",
"JO" как "ДЖО" а не как "ДЗЕ", и т.д.
просим воспринимать русскоязычные названия японских терминов как наш вариант транслитерации, не претендующий на абсолютную правильность, если вы с ним не согласны и привыкли к другим буквосочетаниям.
|
Авасэ |
смешивание, слияние, согласование |
|
Авасэру |
соединять, смешивать, согласовывать, приводить в соответствие |
|
Ай |
гармония, объединение, унификация |
|
Айки |
сочетание универсальной духовной силы |
|
Айкикай |
Айки-ассоциация. Термин, который используется для обозначения организации, созданной О'Сэнсэем для распространения Айкидо |
|
Айки-но-курай |
секрет айки, высшее сознание айки |
|
Айкидо |
путь объединения намерений. |
|
Ай-нукэ |
взаимное сохранение |
|
Ай учи |
взаимное уничтожение |
|
Будо |
путь бу, путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие |
|
Буши |
воин, самурай |
|
Бушидо |
"Кодекс чести самураев" |
|
Дан |
ступень мастерства; уровень, степень |
|
Дзашин |
состояние постоянной готовности |
|
Дзадзен |
медитация, позиция для медитации |
|
Дзюцу |
умение, искусство, техника |
|
До |
Путь В Японии - любое искусство, которое практикуется для развития духовного и технического мастерства. Рассматривают как "До" - путь к гармонии тела и духа. Например: Айкидо; Кэндо; Сёдо (искусство каллиграфии). путь, дорога, тропа |
|
Додзе (Доджо) |
место изучения боевых искусств, место постижения Пути. Зал для тренировок |
|
Додзе-гэйко |
тренировка в доджо |
|
Дошу |
дословно : мастер Пути, согласно японской традиции |
|
Дэси |
ученик, учащийся, обучающийся |
|
Ками |
Бог, божество, Божественный Дух |
|
Камидза |
почётное место, место в додзё, с которого сенсей начинает и заканчивает тренировку |
|
Каннагара |
пребывание в одиночестве, наедине с существом природы |
|
Катана (Тачи; Дайто) |
Меч |
|
Катана-какэ |
подставка для мечей |
|
Ки |
энергия жизненная и духовная, внутренняя сила |
|
Ки-мусуби |
"связь ки". Все существа и элементы природы образуют нерушимую связь энергии |
|
Ки-но-нагарэ |
поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо. |
|
Кокоро |
дух, душа, сердце, воля |
|
Кокью |
жизненное дыхание. Единое дыхание Вселенной и человека |
|
Котодама |
"дух слова, душа звуков". Изучение звуков, как порождающих вибрации разной концентрации силы, которые затем воспринимаются как звуки, цвет и форма. В настоящее время знаниями о котодама владеют лишь несколько мастеров Айкидо |
|
Кэйкоги (Ги) |
тренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки) |
|
Кю |
ученическая ступень |
|
Мисоги |
обряд очищения (обычно выполняется в воде: в море, под водопадом). Все техники в Айкидо являются формами мисоги |
|
Мусуби |
гармоническое единство, единство с Вселенной. Вид медитации, применяется в Айкидо в начале и конце тренировки |
|
О'Сэнсэй |
Большой Учитель, титул Морихэя Уэсибы - основателя Айкидо |
|
Оги |
веер |
|
Рёку |
мощность, сила, мощь |
|
Рэйги |
этикет, правила поведения |
|
Рэйсики |
ритуал, церемониал |
|
Рю |
школа, поток, течение |
|
Сатори |
прозрение, просветление, осознание, понимание |
|
Син |
дух, душа, сердце |
|
Сэйка-но-тандэн |
"нижний тандэн". Точка внизу живота - ниже пупка на два пальца. Единое средоточие всех физических и духовных сил. Одно из основопологающих понятий Айкидо |
|
Сэмпай |
старший ученик |
|
Сэнсэй |
учитель |
|
Такэмуцу-айки |
"Неисчерпаемый источник Айки". Термин Основателя для обозначения неисчерпаемого созидания или творчества Айкидо. Также одно из названий техники спонтанного реагирования на действия партнёра или изменение ситуации в Айкидо |
|
Тандэн |
"живот, брюшная полость". Одно из названий центров, собирающих воедино духовную и физическую энергию человека. |
|
Татами |
традиционные японские маты из рисовой соломы |
|
Токонома |
ритуальная ниша в зале воинских искусств или в гостиной японского дома куда обычно вешается картина или свиток с каллиграфией и ставится декоративная композиция из цветов, веток и листьев (икэбана). Место обитания духов (ками). |
|
Тюсин |
центр, середина, средоточие духа |
|
Учи-дэши |
"домашний" ученик, который живет в доджо для постоянных тренировок с сэнсэем и выполнения работы по дому |
|
Хара |
живот. Центр духовной и жизненной энергии человека |
|
Харай |
очищение, подметание, уборка |
|
Хито |
человек, люди, личность |
|
Хомбу-додзе |
штаб-квартира Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г.Токио |
|
Энбу |
показательные выступления |
|
Энсо |
исполнение |
|
Яри |
копьё, пика |
|
Яри-дзюцу |
искусство фехтования на копьях |
|
Айда ни |
между |
|
Аната |
ты |
|
Аригато |
спасибо |
|
Аса |
утро |
|
Ато ни |
позади, после |
|
Асоко |
вон там |
|
Ашьта |
завтра |
|
Бан |
вечер |
|
Вакаримас |
понял, понятно |
|
Вакаримасэн |
не понимаю |
|
Вареваре |
мы |
|
Ваташи |
я |
|
Ги |
одежда |
|
Гомэн-насай |
прошу прощения; извините |
|
Дзори |
японские тапочки |
|
Додзо |
пожалуйста |
|
Додзо, охайри кудасай |
входите пожалуйста |
|
Домо |
большое (спасибо) |
|
Домо-аригато годзаймашьта |
большое спасибо. Сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку |
|
Еру |
ночь |
|
Ииэ |
нет |
|
Има |
сейчас |
|
Кё |
сегодня |
|
Кикэн |
опасно |
|
Кино |
вчера |
|
Ките кудасай |
приходите пожалуйста |
|
Комбанва |
Добрый вечер! |
|
Конничива |
Здравствуйте! |
|
Мисете кудасай |
покажите пожалуйста |
|
Мотте китте кудасай |
принесите пожалуйста |
|
Нака |
середина (нака ни - в середине) |
|
Оби |
пояс |
|
Омэдэто-годзаимас |
Поздравляю! |
|
Онэгай-симас |
Будьте любезны; Прошу Вас; Пожалуйста, будьте моим партнёром. Традиционное приветствие в начале тренировке означающее: "пожайлуйста давайте начнём заниматься" |
|
О-хаё-годзаимас |
Доброе утро! |
|
Саёнара |
До свидания! |
|
Симпашинайде кудасай |
не беспокойтесь |
|
Соба ни |
бок, рядом |
|
Суми-масэн |
Извините! Прошу прощения! |
|
Уэ |
верх |
|
Учи ни |
среди |
|
Хай |
да, понял, хорошо |
|
Хакама |
широкие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил 1 дан и выше. Символизирует связь Айкидо с Будо и традициями самураев |
|
Хиро |
день |
|
Хока |
кроме |
|
Чигау |
не так |
|
Шьта |
низ, под |
|
Ичь |
один |
|
Ни |
два |
|
Сан |
три |
|
Йон (Ши) |
четыре |
|
Го |
пять |
|
Реку |
шесть |
|
Шичи |
семь |
|
Хачи |
восемь |
|
Кю |
девять |
|
Дзю |
десять |
Команды
|
Абунай |
берегись, осторожно |
|
Бэнкенасай |
занимайся |
|
Васуренайде кудасай |
не забывай |
|
Дзенпо |
вперед |
|
Деро |
выходи |
|
Еи |
готовься |
|
Ике |
иди |
|
Иррашьяэмасэ |
встать |
|
Исогэ |
быстрее |
|
Какэро |
садись |
|
Кой |
иди сюда |
|
Котай |
смена, замена |
|
Матэ |
стоп, закончить |
|
Маттэ кудасай |
подождите |
|
Массугу |
прямо |
|
Миги-ни |
направо |
|
Миро (мийо) |
смотри |
|
Мо ичидо |
еще раз |
|
Мотте кой |
принеси |
|
Мото-э |
Отставить! |
|
Осоку |
медленней |
|
Рэй |
Поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия |
|
Сейрецу |
Становись! |
|
Синдзен-ни-рэй |
команда: поклон святыне! |
|
Суваттэ |
сесть |
|
Таттэ (кирицу) |
встать |
|
Тей-ни-ацумаре |
По местам! |
|
Торе |
бери |
|
Хаджимэ |
начали |
|
Хашире |
бегите |
|
Хаяку |
быстрее |
|
Хидари-ни |
налево |
|
Шьиро |
делай, исполняй |
|
Юккури |
медленнее |
|
Юру-яка-ни |
плавно |
|
Ямэ |
стоп |
|
Ясумэ |
отдыхайте |
Технические термины
|
Абара |
ребро |
|
Авасэ-вадза |
комбинированная техника |
|
Авасэ-хо |
согласованные упражнения в паре с боккеном или дзё |
|
Аго |
челюсть |
|
Аго-цуки-агэ |
восходящий удар в челюсть снизу вверх при захвате сзади |
|
Агэ-цуки |
восходящий удар кулаком, апперкот. Применяется в атэми-дзюцу. Например, при удэ-кими-наге |
|
Агура (Сидзен-андза) |
позиция сидя, скрестив ноги (поза портного), принимают для внутренней концентрации. |
|
Айки-кэн |
техника фехтования Айки |
|
Айки-тайсо |
базовые учебные техники; разминка |
|
Ай-ханми |
односторонняя стойка. Взаимное расположение, когда УКЕ и НАГЕ находятся в одноименных стойках (правая-правая, левая-левая) |
|
Ай-ханми-кататэ-тори |
одноимённый захват запястья |
|
Айки-наге |
бросок мыслью, духом, волей |
|
Айки-отоши |
техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия |
|
Атагани-рэй |
поклон друг другу |
|
Атама |
голова |
|
Атэми |
удар (удар по болевым точкам), применяется для нейтрализации и отвлечения внимания противника (может быть разной силы с последующим разным эффектом) |
|
Атэми-вадза |
раздел Айкидо изучающий технику удара |
|
Аши (аси) |
нога, ступня |
|
Аши-куби |
лодыжка, щиколотка |
|
Аши-сибуми |
ходьба по ковру, скользящий шаг |
|
Аши-сабаки |
техника передвижения (включает аюми-аши, окури-аши, цуги-аши) |
|
Аюми-аши |
передвижение полным шагом |
|
Боккэн (бокуто) |
деревянный меч (используемый в тренингах) |
|
Вадза |
техника |
|
Гоккё |
пятая форма базовой техники обездвиживания (пятый контроль) |
|
Гэдан |
нижняя позиция (часть, плоскость тела) |
|
Гэдан-атэ |
удар изнутри в колено. Относится к разделу Атэми-дзюцу |
|
Гэдан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне |
|
Гэдан-каэши |
одна из техник, применяемая в айки-дзё-хо |
|
Гэдан-цуки |
прямой удар кулаком в нижний уровень |
|
Гэри-вадза |
техника ударов ногами |
|
Гьяку |
разноимённый |
|
Гьяку-тори |
разноимённый захват запястья |
|
Гьяку-котэ-гаэши (гьяку-готэ) |
обратный котэ-гаэши |
|
Гьяку-камаэ-атэ |
один из видов атэми, который применяется в Томики-рю против вооружённого противника Так же одно из названий прикладного сокумэн-ириминаге. |
|
Гьяку-но-камаэ |
обратная позиция с мечом |
|
Гьяку-тэ-тори |
Другое название: Ай-ханми-кататэ-тори - захват запястья партнёра разноименной рукой |
|
Гьяку-ханми |
разноимённая стойка относительно позиции партнёра |
|
Гьяку-ханми-кататэ-тори |
разноимённый захват запястья. |
|
Дагэки |
сильный удар; атакующий удар |
|
Джо (дзе) |
деревянный шест высотой 120-140 см (или индивидуально), диаметр 2.5 - 4 см. |
|
Джодан |
верхний уровень |
|
Джодан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне |
|
Джодан-цуки |
прямой удар кулаком в верхний уровень |
|
Джо-дори |
техники отбора джо, оборонные техники от атаки противника, вооруженного джо |
|
Джо-кихон-субури |
базовые движения с джо |
|
Джо-но-ката |
различные ката с дзё |
|
Дза-рэй |
поклон, приветствие в позиции сидя |
|
Дза-сики |
этикет, который соблюдают в позиции сидя |
|
Джию-вадза |
выполнение произвольных техник |
|
Джю-гэйко |
тренировка свободной техники с партнёром |
|
Джюджи |
крест, скрещивание |
|
Джюджи-гарами |
бросок со скрещиванием рук |
|
Ёко |
сторона, бок, сбоку, в сторону, боковой |
|
Ёко-гэри |
боковой удар ногой |
|
Ёко-укэми |
падение, страховка на бок |
|
Ёкомен |
боковая часть головы, лица |
|
Ёко-мэн-учи |
удар по окружности в голову (висок), шею, боковой удар |
|
Ёнкё |
четвертая форма базовой техники обездвиживания (червертый контроль) |
|
Иккё |
первая форма базовой техники обездвиживания (первый контроль) |
|
Иккё-ундо |
"непрерывное движение" |
|
Ирими |
базовое движение, движение вперед, прямой вход "в противника" |
|
Ирими-нагэ |
бросок с использованием ирими |
|
Ирими-тэнкан |
"вход + поворот". Одно из базовых движений тела в Айкидо |
|
Кадзе-ундо |
Движние по спирали |
|
Кайтэн |
круг, вращение, оборот |
|
Кайтэн-нагэ |
бросок вращением |
|
Какари-гэйко |
тренировка, в которой несколько уке постоянно по очереди с одного направления бесперерывно атакуют наге (тори) |
|
Камаэ |
стойка, позиция |
|
Камаэ-то |
стойка фехтовальщика, у которого меч находится на среднем уровне. Исходная позиция для упражнений с мечом |
|
Касивадэ |
ритуальные хлопки ладонями |
|
Катамэ-вадза (осаэ-вадза) |
техника обездвиживания, болевых удержаний, захватов |
|
Ката-дори |
захват, удержание за рукав кимоно в области плеча |
|
Кататэ |
запястье; одна рука |
|
Кататэ-дори |
атака, захват, удержание предплечья, запястья руки |
|
Катсу |
техника реанимации |
|
Кихон-вадза |
базовая техника, основы |
|
Кокью-доса |
упражнение на распространение потока энергии |
|
Кокью-нагэ |
бросковая техника с использованием кокью |
|
Кокью-рёку |
сила дыхания |
|
Кокью-тандэн-хо |
упражнение в мусуби - ритм вашей жизненной энергии сливается с ритмом энергии вашего партнера |
|
Кокью-ундо |
дыхательное движение. Приёмы для вырабатывания Кокю-року. Они исполняются сидя и стоя, индивидуально и с партнёром |
|
Кокью-хо |
группа техник, выполняемых в позиции тачи-вадза или сувари-вадза с целью развития истинного кокю |
|
Кохо |
назад |
|
Кохо-кайтен-укэми |
страховка назад (уширо-укэми, зенпо-кайтен-укэми) |
|
Коши |
бедро, поясница |
|
Коши-нагэ |
бросок через бедро |
|
Котэ |
запястье |
|
Котэ-гаэши |
бросок, осуществляемый выкручиванием запястья |
|
Котэ-маваши (никё ) |
вращение запястья. Одно из названий 2-го контроля |
|
Котэ-хинэри (санкё) |
скручивание запястья. Одно из названий 3-го контроля |
|
Куби |
шея |
|
Куби-шимэ |
удушение противника |
|
Куми-джо |
форма упражнений с джо в паре с партнером |
|
Куми-тачи |
форма упражнений с бокенами в паре с партнером |
|
Кэн |
меч, а также кулак |
|
Кэн-но-кихон-субури |
базовые движения с мечом |
|
Ма |
пространство, промежуток, расстояние, дистанция |
|
Ма-ай |
дистанция, расстояние (гармоничная дистанция) между уке и наге, необходимая для эффективного выполнения техник Айкидо. Ма-ай изменяется в зависимости от ситуации и используемого оружия |
|
Макивара |
цель, инструмент для отработки ударов в айкидо, каратэ и т.д. |
|
Маваши-гэри |
круговой удар ногой |
|
Маэ |
перед, лицевой, вперед |
|
Маэ-гэри |
прямой удар ногой |
|
Маэ-укэми (дзенпо-кайтен-укэми) |
страховка вперёд, а также все виды падений вперёд на руки |
|
Миги |
правый |
|
Миги гава |
правая сторона |
|
Миги-тэ |
правая рука |
|
Миги-камаэ |
правосторонняя стойка, правая нога впереди левой |
|
Моро-тэ-тори (кататэ-риотэ-тори) |
захват, удержание одной руки (за предплечье) двумя руками |
|
Мочи |
захват |
|
Мунэ |
торс, корпус, грудь |
|
Мунэ-тори |
захват за отворот куртки в области груди |
|
Мунэ-цуки |
удар или толчок в грудь |
|
Мэн-учи |
удар сверху вниз в голову |
|
Наге (тори) |
тот, кто выполняет технику |
|
Нагэ-вадза |
техника бросков |
|
Никё |
вторая форма базовой техники обездвиживания (второй контроль) |
|
Нодо |
горло |
|
Ой-цуки |
одноимённый прямой удар кулаком |
|
Омотэ |
лицевая сторона, движение "внутрь" |
|
Омотэ-вадза |
техники, выполняемые перед центром противника |
|
Оренай-те |
"несгибаемая рука" |
|
Осаэ-вадза |
техника удержания, обездвиживания, захватов |
|
Отагай-ни-рэй |
поклон друг другу |
|
Отоши |
падение, понижение, бросание, подножка |
|
Рандори |
свободная схватка. Спонтанное выполнение техники при атаке нескольких уке |
|
Рио-тэ |
захват двух рук партнёра спереди |
|
Рио-тэ-дори |
захват двумя руками за две руки (предплечья) наге |
|
Рио-мунэ-тори |
захват за отвороты кимоно двумя руками |
|
Рио-ката-дори |
захват, удержание двумя руками за плечи |
|
Рио-содэ-тори |
захват за два рукава |
|
Рио-хиджи-тори |
захват за два локтя |
|
Рицу-рэй |
поклон, приветствие в позиции стоя |
|
Сабаки |
техника передвижения (включает аюми-аши, окури-аши, цуги-аши) |
|
Саю-ундо |
движение направо и налево. Одно из базовых упражнений Айкидо, которое относится к кокю-хо ирими и включает в себя движения на 2, 4, 6 сторон |
|
Санкё |
третья форма базовой техники обездвиживания (третий контроль) |
|
Содэ |
рукав |
|
Содэ-тори |
захват за рукав |
|
Содэ-учи-тори |
захват за рукав изнутри |
|
Сокэй |
пах |
|
Сокумэн |
бок, сторона, профиль, боковой. В Айкидо используется как уход с линии атаки |
|
Сокумэн-ирими-нагэ(Саё-нагэ) |
Бросок наружным спиралевидным движением рук, использующий как основу саю-ундо и кокю-хо-ирими |
|
Сото |
внешняя сторона |
|
Сото-кайтен |
движение на внешнюю сторону |
|
Сото-кайтен-наге |
бросок с использованием движения на внешнюю сторону с поворотом |
|
Субури |
базовые индивидуальные техники с бокеном или джо |
|
Сувари-вадза |
техники, выполняемые уке и наге, находящихся в позиции на коленях |
|
Сувару |
сидеть, садиться |
|
Сунэ |
голень |
|
Сунэ-учи |
рубящий удар в голень |
|
Сэйдза |
позиция сидя |
|
Тай-но-хэнко |
изменение (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света. А также одно из названий кокю-хо-тэнкан |
|
Тай-но-тэнкан-хо |
способы поворота или вращения тела. Подразделяется на: · учи-тэнкан, · сото-тэнкан, · уширо-тэнкан и · ёко-тэнкан.Так жэ это одно из названий кокю-хо-тэнкан |
|
Тай-сабаки |
техники поворотов и разворотов тела, включающие : тенкан, ирими-тенкан, икке-ундо, шьихо-ундо |
|
Тайхо-вадза |
техника "конвоирования, ареста" противника |
|
Тай-джютсу |
техники боя без использования оружия |
|
Танто |
традиционный японский нож |
|
Танто-вадза |
раздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания |
|
Танто-дори |
техники обезоруживания противника вооружённого танто |
|
Тачи (тати) |
меч |
|
Тачи-вадза |
техники, выполняемые уке и наге, находящихся в позиции стоя |
|
Тачи-дори |
техники обезоруживания противника, вооружённого мечом |
|
Татэ-хидза-но-камаэ |
стойка на одном колене |
|
Тори (Наге) |
тот, кто выполняет технику |
|
Тэ |
рука |
|
Тэгатана |
рука-меч |
|
Тэкуби |
запястье |
|
Тэнкан |
вращение, поворот, уход с линии атаки с использованием вращения |
|
Тэнкан-хо |
(кокю-хо тэнкан) - упражнение, способ разворота |
|
Тэн-чи-нагэ |
бросок небо-земля |
|
Удэ |
предплечье |
|
Удэ-кими-нагэ |
бросок с использованием болевого воздействия на локоть |
|
Удэ-фури-ундо |
Одно из базовых разминочных упражнений в Айкидо, упражнение высвобождающее энергию. |
|
Укэ |
атакующий, на котором выполняется защитная техника |
|
Укэми |
защита, страховка, кувырок |
|
Укэми-ундо |
подготовительное упражнение для страховок |
|
Ундо (доса) |
движение, упражнение, перемещение |
|
Ура |
обратный, задний |
|
Учи |
внутрь, внутренний, изнутри |
|
Учи-кайтэн-нагэ |
бросок вращением со входом внутрь под руку |
|
Учи-коми |
проникающий рубящий удар. Также один из видов атэми. Удар "кузнеца" |
|
Уширо |
сзади, задний, назад |
|
Уширо-бараи |
"выметающий" рубящий удар назад с использованием дзё |
|
Уширо-вадза |
защитные техники от атаки сзади |
|
Уширо-укэми |
страховка назад |
|
Уширо-кататэ-тори (уширо-тэкуби-тори) |
захват сзади за запястье |
|
Уширо-ката-отоши |
захват двух плеч сзади и опрокидыванием партнёра мимо себя (с уходом в сторону) |
|
Уширо-рёката-тори |
захват за два плеча сзади |
|
Уширо-рётэ-тори |
захват сзади двумя руками за две руки |
|
Уширо-рётэкуби-тори |
захват сзади за обе руки |
|
Уширо-рёхидзи-тори |
захват сзади за два локтя |
|
Уширо-ситатэ-тори |
обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнёра) |
|
Уширо-тэкуби-тори-дзенсин-ундо |
"передняя волна". Одно из названий упражнения, тренирующего освобождение от захвата двух рук сзади и выведение противника из равновесия с шагом вперёд |
|
Уширо-тэкуби-тори-котай-ундо |
"задняя волна". То же самое но с отходом назад |
|
Уширо-тэкуби-тори-куби-шимэ(уширо-кататэ-тори-куби-шимэ) |
удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья) |
|
Уширо-учи |
рубящий удар назад мечом или джо |
|
Уширо-цуки |
тычковый удар мечем или джо назад |
|
Уширо-эри-тори |
захват сзади за воротник |
|
Уширо-эри-тори-мэн-учи |
захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове |
|
Фунакоги-ундо |
дословно: движения гребца, основано на древних техниках, имеющих целью объединения тела и мысли, относится к Айки-тайсо, служит для наработки силы, стабилизации, координации |
|
Футари-тори |
раздел в Айкидо, изучающий способы освобождения от захватов двух противников с последующим применением приёмов |
|
Хай-шин-ундо |
вытягивание, растягивание спины. Упражнение для расслабления партнёра на спине, способствующее распрямлению позвоночника и очищению лёгких |
|
Ханми |
основная позиция, базовая стойка Айкидо |
|
Ханми-но-камаэ |
позиция, базовая стойка Айкидо |
|
Ханми-хантачи-вадза |
техника исполнения приёмов, когда атакующий - уке стоит, а обороняющийся - наге находится в позиции сувари-вадза |
|
Хаппо |
восемь сторон |
|
Хаппо-гири |
"рубить на восемь сторон". Базовые упражнения айки-кэн-по |
|
Хассо |
движение по восьмёрке |
|
Хидари |
левый, левосторонный |
|
Хидари гава |
левая сторона |
|
Хидари-тэ |
левая рука |
|
Хидари-камаэ |
левосторонняя позиция, в которой левая нога находится впереди правой |
|
Хидза |
колено |
|
Хиджи |
локоть |
|
Хиджи-тори |
захват за локоть. Название броска использующего блок локтя |
|
Хиджи-кимэ-осаэ |
удержание фиксированным воздействием на локоть |
|
Хо |
способ, метод, направление |
|
Хэнка-вадза |
"техника вариаций" базовых техник Айкидо |
|
Цуги-аши |
передвижение приставным шагом |
|
Цуку |
ударять, колоть, протыкать, наносить удар |
|
Цуки |
простой прямой удар |
|
Цуки-вадза |
раздел тычковой ударной техники |
|
Чудан |
средний уровень |
|
Чудан-но-камаэ |
позиция, при которой меч (или рука) находится на среднем уровне |
|
Чудан-цуки |
прямой удар кулаком в средний уровень |
|
Шомэн-учи |
удар сверху вниз в голову |
|
Шомэн-цуки |
прямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы |
|
Шико |
способ передвижения на коленях (сувари-вадза) |
|
Шихо |
4 направления |
|
Шихо-гири |
рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо |
|
Шихо-нагэ |
бросок на четыре направления |
|
Эри |
воротник, отворот |
|
Эри-тори |
захват за воротник |
|
Юби |
палец |
|
Юби-дзюцу |
искусство воздействия на болевые точки с помощью пальцев |
|
Ягай-гэйко |
тренировка на открытом воздухе |
